Библиотека Лосяша
Advertisement

«Смешарики» (сокращение от русского смешные шарики, первоначально «Сластёны») — мультипликационная франшиза, запущенная в 2003 году. Насчитывает несколько мультсериалов и три полнометражных мультфильма. Ключевой темой стали приключения необычных существ, смешариков, в своей сказочной стране.

Логотип

Классическая заставка к мультсериалу

Карта страны Смешариков

Сластёны — прототипы смешариков

Производство серий

Смешарики 1.jpg
Смешарики-2.jpg

Производством сериала занимается Студия компьютерной анимации «Петербург», созданная в марте 2003 года. Весь процесс производства ведётся в цифровом формате с использованием современных компьютерных технологий (Flash, Toon Boom Studio и Maya). Творческий коллектив студии насчитывает более 80 специалистов, работающих на мощных графических станциях для 2D и 3D-анимации.

Группой аниматоров руководит Салават Шайхинуров. Музыку к сериалу создают Марина Ланда и Сергей Васильев — руководители музыкального театра детей «Радуга». Ведущий режиссёр проекта — Денис Чернов.

Производство первой серии — «Скамейка», завершилось осенью 2003 года.

В ноябре 2019 года было объявлено, что сериал получит новый сезон из 52 серий, средства на производства которого были выделены компанией «Яндекс». 18 мая 2020 года первые 4 новых эпизода вышли в онлайн-кинотеатре Яндекса «КиноПоиск HD». Позднее было объявлено, что на май 2021 года запланирован выход ещё одного сезона.

Перспективы

В 2011 году вышел первый полнометражный фильм со Смешариками — «Смешарики. Начало». Над его созданием команда работала с 2007 года, бюджет фильма — 10 млн $. 17 марта 2016 года состоялась премьера второго полнометражного мультфильма, «Смешарики: Легенда о Золотом Драконе», а 26 апреля 2018 года вышел третий — «Смешарики: Дежавю». В настоящее время компания задумывается о создании новых полнометражных фильмов.

В 2011 году было объявлено о формировании компании Riki Group (группа компаний «Рики»), объединившей активы проекта.

Одним из направлений будущей деятельности в России создатели «Смешариков» ранее называли организацию частных детских садов, работающих по авторским развивающим методикам, и сети детских досуговых центров. Планировалось также открыть собственный парк аттракционов, российский аналог «Диснейленда».

Персонажи

Полный список персонажей доступен здесь.

Основные персонажи

  • Крош — весёлый неунывающий кролик. Любит активно проводить время и совершать полезные дела. Активно занимается спортом и играет. Никак не может усидеть на месте, постоянно прыгает и что-то делает.
  • Ёжик — спокойный рассудительный ёж. Собирает множество коллекций и очень бережно за ними ухаживает. Не очень спортивный, хотя иногда мастерски проявляет себя.
  • Нюша — типичная хрюшка, мечтающая найти принца и считающая себя красавицей. Любит прихорашиваться, внимательно следит за модой. Пытается найти в себе скрытые таланты.
  • Бараш — сентиментальный меланхоличный баран-романтик. Сочиняет стихи. Всё время ждёт музу или вдохновение. Ведёт в основном ночной образ жизни.
  • Лосяш — лось-учёный, мечтающий получить Нобелевскую премию. Изобретателен. Имеет знания во многих науках: астрономии, химии, информатике, психологии и т. д.
  • Совунья — сова-спортсменка, ведущая размеренный образ жизни и уверенная в огромной важности спорта и здоровья. По совместительству врач и профессиональный повар.
  • Кар-Карыч — ворон-путешественник в прошлом. Ныне любит сидеть в кресле-качалке, играть в лото и вспоминать свои невероятные путешествия. В своих рассказах может приукрасить действительность, иногда немного хитрит.
  • Копатыч — медведь-огородник, обеспечивающий растительную пищу смешарикам. Любит играть в шахматы и пить чай.
  • Пин — механик-самоучка; пингвин, разговаривающий с немецким акцентом. Всё время что-то изобретает и мастерит, не задумываясь о последствиях. Имеет сына-робота Биби.

Второстепенные персонажи

  • Биби — робот, изобретённый Пином и ставший его «сыном». Очень умён и изобретателен. В настоящее время живёт на Луне, где ведёт исследовательские работы.
  • Панди (полное имя — Степанида) — племянница Копатыча, «девочка-пацанка». Приехала погостить к дяде на лето.
  • Мышарик — мышь-финансист, работает в городе.
  • Тигриция — актриса, выдававшая себя за фею.
  • Муля и Муня — быки, владевшие усадьбой в стране смешариков 200 лет назад.
  • Хрум — дракон, пойманный на шоколадку Крошем во время рыбалки. Впоследствии они стали друзьями.
  • Фиса — обезьяна-хулиганка, символ 2016 года. Никто не знает, кто она такая, откуда взялась и куда исчезла. Очень весёлая и гиперактивная.
  • Железная няня — робот, запрограммированный как няня.
  • Лягушка — лягушка, часто появляющаяся как фоновый персонаж.
  • Гусеница — гусеница-обжора, обитающая на огороде Копатыча.

Удалённые персонажи

Основная статья: ‌Сластёны

Первоначально было создано около двадцати персонажей, из которых осталось только девять. Несколько персонажей, не вошедших в сериал:

  • Моха и Коха — близнецы, всегда ходят парой. Рисунки были удачными, но для этих персонажей не были придуманы интересные характеры, поэтому в сериал они так и не попали.
  • Диджей Робкий — глуховатый (из-за постоянной музыки в наушниках), вечно пританцовывающий поросенок, хотя и слегка заторможенный в общении. Впоследствии его черты были использованы для создания образа Нюши.
  • Белчун — вредный шкодливый озорник-химик. Не вошел в сериал из-за огромного хвоста, который мешал ему быть шариком. Возможно, что он послужил прототипом Агента 003 в онлайн-игре «Шарарам».
  • Бурёнка — прообраз Нюши; её характер полностью перешел к новому персонажу.
  • Бульдог — художник-самоучка, вечно покрытый цветными кляксами. Он же — садовник и строитель. Отчасти использовался при создании образа Копатыча.
  • Гусений — изобретатель. Авторам не понравилась его длинная шея, которая мешала ему быть шариком. Впоследствии превратился в пингвина Пина. В новом сезоне появился в оригинальном мультсериале.
  • Онэ — трёхногое приведение. Был вырезан из-за того, что не являлся смешариком.
  • Мышонок — зелёная мышь. Также удалена из-за того, что не была смешариком.

Сериалы

Смешарики (2003–2012)

Основная статья: ‌Смешарики (мультсериал)

Смешарики — российский мультипликационный сериал, производившийся с 2003 по 2012 год. Насчитывает 215 серий.

Азбуки (2006–н.в.)

Циклы из обучающих короткометражных мультфильмов, объединённых общей тематикой.

Смешарики. Новые приключения (2011–2013)

Смешарики. Новые приключения — спин-офф мультсериала «Смешарики», отличающийся от оригинала тем, что все его эпизоды произведены в формате 3D. Транслировался на Первом канале с 27 октября 2012 года по 27 декабря 2013 года. Состоит из 10 шестиминутных и 47 десятиминутных эпизодов.

Смешарики. Спорт (2016–2018)

Основная статья: ‌Смешарики. Спорт

Смешарики. Спорт — спин-офф мультсериала «Смешарики» в формате 3D. Состоит из 14 шестиминутных эпизодов, объединённых спортивной тематикой.

Пин-Код (2011–2019)

Основная статья: ‌Пин-Код

Пин-Код — спин-офф мультсериала, целью которого является формирование интереса к изобретательству, техническому творчеству и науке у детей от 4 до 14 лет. Согласно сюжету, Пин изобретает летающий шарообразный корабль «Шаролёт», и смешарики переселяются в него. В связи с нелепыми случайностями и комическими ситуациями Пину и Лосяшу приходится спасать остальных смешариков, попутно рассказывая им о безграничных возможностях науки.

Малышарики (2015–н.в.)

Основная статья: ‌Пин-Код

Малышарики — мультсериал, рассказывающий о приключениях альтернативных «омалышенных» версий младшего поколения персонажей и ориентированный на детей от 0 до 4 лет.

Крош и Панда (2020)

Крош и Панда — мультсериал российско-китайского производства, рассказывающий о приключениях альтернативной версии Кроша и его друга панды Хехе, живущих магазине игрушек. Состоит из 52 серий.

Моднюша (2021–н.в.)

Моднюша — ожидаемый спин-офф, рассказывающий о приключениях альтернативной версии Нюши в европейском городе. В настоящее время состоит из одной одноимённой серии.

Награды

В 2005 году «Смешарики» получили гран-при Международного фестиваля «China International Cartoon and Digital Art Festival», проходящего в Гуанчжоу, Китай. В том же году мультсериал были награждён призом зрительских симпатий Международного фестиваля телевизионной мультипликации «Cartoons on the Bay», проходящего в Италии.

В 2008 году указом президента России мультсериал получил Государственную премию РФ в области культуры и искусства. Материальная часть в размере 5 млн рублей была разделена между художественным руководителем проекта Анатолием Прохоровым, художником-постановщиком Салаватом Шайхинуровым и продюсером Ильёй Поповым.

Продукция

Видеосборники

Основная статья: ‌Список видеосборников

С 2004 по 2018 год мультфильмы франшизы издавались на DVD (до 2006 — также на VHS).

Аудиосказки

С 2004 по 2007 и в 2012 году осуществлялось издание сборников аудиосказок по мотивам серий в формате CD.

Книги

В магазинах продаются книжные аналоги серий сериала «Смешарики». Также в 2006 году была издана Большая книга Смешариков, где рассказывалось о каждом смешарике и имелись приложения и комиксы некоторых серий.

Журнал «Смешарики»

Журнал «Смешарики» выпускается с марта 2005 года по нынешнее время. За это время было издано более 100 журналов.

Компьютерные игры

Помимо видео- и печатных изданий выпускались компьютерные игры. Наиболее популярные — «Компьютер Ёжика», «Параллельные миры», «В поисках Биби», «По дороге со Смешариками» и «Калейдоскопы игр» (1, 2, 3, 4, 5).

Также на сайте «Смешариков» до 2013 года были доступны мини-игры в формате Flash, в которые можно было играть как зарегистрированным пользователям, так и анонимным участникам. За лучшие результаты полагались призы.

Настольные игры сериала «Смешарики»

В настольных играх про Смешариков присутствуют пазлы и головоломки.

Другая продукция

Также существуют обувь, косметика, еда и медицинские изделия со смешариками. Широко распространены мягкие игрушки и маленькие фигурки смешариков. Продаются небольшие сувениры: магниты, подвески и пр.

Достижения

Изначально авторы проекта ориентировались на аудиторию дошкольников и младших школьников, но впоследствии начали позиционировать «Смешариков» как продукт для семейного просмотра. Причиной оказались результаты мониторинга зрителей сериала, согласно которым возрастной диапазон аудитории — от 4 до 45 лет. В среднем около четверти зрителей — это девочки и женщины, они проявляют стабильный интерес к сериалу во всех возрастных категориях. Мужская аудитория — это мальчики 4-17 лет и мужчины 25-45 лет. Таким образом, ядро целевой аудитории бренда составляют 2,5 млн детей и 3,5 млн взрослых.

В частности, на телеканале СТС доля аудитории проекта — 9,7 % при среднесуточной доле телеканала 8,7 %. В 2005 году смешарики занимали 32-е место по спонтанной узнаваемости среди мультипликационных героев, в 2006 году — 7-е место, оттеснив Крокодила Гену, Чебурашку и Микки-Мауса. В 2008 году компания объявила о достижении стопроцентной узнаваемости у целевой аудитории во всех ключевых регионах страны.

Анимационный сериал отмечен и профессиональным сообществом: «Смешарики» получили Гран-при China International Cartoon and Digital Art Festival (Китай, Гуанчжоу, 2005); удостоены приза зрительских симпатий Международного фестиваля телевизионной мультипликации Cartoons on the Bay (Италия, 2005); награждены дипломом «За успешное начало анимационного коммерческого проекта, принципиально противостоящего идее насилия на экране» Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале (2004), дипломами VIII Всероссийского фестиваля визуальных искусств в ВДЦ «Орлёнок», фестиваля «Мультивидение» и др.

12 августа 2009 года Илья Попов, Анатолий Прохоров и Салават Шайхинуров были награждены Государственной премией РФ в области культуры и искусства «за социально-культурную программу „Смешарики“, направленную на воспитание подрастающего поколения».

Критика

Критика проекта апеллирует, в основном, к художественному примитивизму и вторичности замысла сериала. Например, «Новая газета» в 2004 году писала:

« …сериал „Смешарики“ (режиссёр Д. Чернов), несмотря на подрасстрельное название, мог бы стать неплохим проектом, если бы не простодушное воровство с миру по нитке: из „Ёжика“, „Винни-Пуха“ и других хитов »

Наиболее развёрнуто критическую позицию высказали аниматоры Эдуард Назаров и Юрий Норштейн на страницах православного журнала «Фома». Дискуссия разгорелась там после выхода в номере 7/51 (июль 2007 года) интервью с художественным руководителем проекта «Смешарики» Анатолием Прохоровым («В логике Винни-Пуха»). В октябре 2007 года (номер 10/54) была опубликована ответная статья «Не могут быть новыми слёзы, не может быть новым смех», в которой мультипликаторы предыдущего поколения ставили в укор создателям «Смешариков» навязывание детям «усечённого эстетического восприятия».

« Если ребёнку всё время впихивать «Смешариков», он и не поднимется в своём эстетическом развитии выше этого уровня. А «летают» «Смешарики» довольно низко.
— Эдуард Назаров
»

Трансляция сериала

В разное время мультсериалы франшизы транслировались на следующих телеканалах:

  • Россия 1 (с 2004 по 2006 год в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!»)
  • СТС (премьерный показ 30.12.2003, с 2004 по 2018)
  • Россия К (с 2006 по 2007)
  • Теленяня (с 2006 до 2010)
  • Домашний
  • Nickelodeon
  • Первый канал (с 2012 по 2019)
  • Пятница! (с 2014 по 2017)
  • Карусель (с 2013)
  • Мульт
  • Детский
  • Уникум
  • СТС Love
  • СТС Kids
  • О!
  • Ani
  • Мама
  • Детский Мир

Передачи

  • С 5 марта 2007 года по 3 мая 2009 года на телеканале «Домашний» транслировалась передача «Домашние сказки». Ведущие — Ольга Прокофьева и Александр Олешко.
  • С 17 ноября 2007 года по 2010 год на телеканале «Теленяня» и в повторных показах на телеканале «Карусель» выходила программа «Смешные праздники», которую вели Наталья Тенькова (Нюша), Сергей Краснов (Бараш), Сергей Замятин (Крош) и композитор сериала Марина Ланда.

Сайт «Смешариков»

Интернет-портал smeshariki.ru был запущен в декабре 2003 года и представлял собой информационно-развлекательный сайт для детей от 6 до 12 лет. В 2008 году на сайте появились детская социальная сеть «Страна Смешариков» и многопользовательская онлайн-игра «Шарарам».

На сайте зарегистрировано более 5 млн пользователей. В среднем аудитория проекта ежедневно увеличивается на 2500 человек. Сайт стабильно входит в пятёрку наиболее посещаемых детских ресурсов Рунета по версии «Рамблера».

Интересные факты

  • В мае 2009 года российский космонавт-бортинженер Роман Романенко взял с собой в полёт на МКС мягкую игрушку «Смешарик в космическом скафандре» (Биби) — талисман, подаренный ему шестилетней дочерью. А спустя два года, 8 июня 2011 года, российский космонавт Сергей Волков взял с собой в космос Нюшу. Выступая на предполётной конференции в Звёздном городке, он рассказал, что этот талисман ему дал старший сын.
  • В сериале содержатся многочисленные цитаты из фильмов и мультфильмов, ставших классикой[1].
  • Отсылки к Смешарикам появляются и в других проектах студии «Петербург». Например, в мультсериале «Фиксики», в серии «Солнечная батарея», показана наклейка с изображением Ёжика, а в серии «Мультик» показан фрагмент из серии «Сила воли».
  • В некоторых 2D-сериях использовались трёхмерные модели некоторых персонажей и объектов. К примеру, кучка сплетённых вместе смешариков в серии «Трюфель», Ёжик в сериях «Маленькое большое море», «Без никого» и «Скажи микробам „НЕТ“!», цистерна из серии «Взаперти» и др.
  • За весь мультсериал персонажи ни разу не назвали себя смешариками. Исключение составляет серия «Бортовой дневник. Часть 2» из «Пин-Кода».

Примечания

Ссылки

Advertisement