Библиотека Лосяша
Advertisement
Хронология серий
Герой Плутона Смысл жизни Настоящие ценности

Смысл жизни — сотая серия мультсериала «Смешарики», вышедшая 4 декабря 2007 года на сборнике «Новогодняя почта». Позднее вошла в состав выпуска № 13 «Три комнаты».

Сюжет

Краткое описание

Что делать, если ты потерял смысл жизни? Вот например, какой смысл умываться? Или зачем нужно окно? Чтобы смотреть в него. Порой, ничего интересного там нет. Такая же история приключилась с нашим Барашем. Интересно, найдёт ли он смысл жизни?

Полный сюжет

Проснувшись утром, Бараш внезапно ощущает, что в жизни нет никакого смысла. Он выходит на улицу и, полный размышлений, бредёт по лесу. Ударившись о дерево, Бараш падает. В этот момент к нему подходит Кар-Карыч с вязанкой хвороста. На совет не лежать на снегу, чтобы не простудиться, Бараш отвечает: «А смысл не простужаться?». Далее диалог продолжается, Кар-Карыч понимает, что Барашу необходим смысл. Он решает поведать Барашу о Кузинатре, дающей смысл. Узнав о ней, Бараш умоляет Карыча отвести его к Кузинатре. В итоге Карыч оставляет вязанку и соглашается. На протяжении всего пути Бараш и Карыч ведут диалоги о смысле жизни. Под вечер второго дня похода начинается метель. Ослабевший Бараш ведёт монолог, котором предлагает Карычу написать записку со схемой маршрута до Кузинатры, «чтобы тем, кто нас найдёт, было легче идти». Когда Бараш уже теряет сознание от ослабленности, становится понятно, что они вернулись на то же место, откуда вышли: видно вязанку хвороста рядом с деревом. Позже Барашу снится сон, в котором Карыч летит в космическом пространстве со звёздами и кометами, а вокруг слышится шёпот «Кузинатра… Кузинатра…». На вопрос Бараша «Где мы?» Карыч из сна отвечает «Мы дома. Дома мы». Бараш просыпается в своей кровати, рядом сидит Карыч. Тот объясняет, что они заблудились в метели и сделали крюк. Карыч предлагает после небольшого отдыха снова отправиться в путь. Но Бараш пока не намерен идти к Кузинатре, теперь он считает, что смысл жизни всё-таки есть.

Персонажи

  • Бараш — потерял смысл в жизни и вместе с Кар-Карычем отправляется на его поиски.
  • Кар-Карыч — решил помочь Барашу, отведя его к Кузинатре, а на самом деле показал другу, что смысл жизни заключается в простых каждодневных вещах.

Локации

Смысл жизни 1.png
Домик Бараша Здесь Бараш размышляет о смысле жизни в начале серии и отдыхает в конце.
Смысл жизни 5.png
Заснеженная равнина Здесь Бараш встречает ворона, который рассказывает ему про Кузинатру, а в конце пути они здесь попадают в метель.
Смысл жизни 11.png
Лес Через него радостный баран с Кар-Карычем идут к Кузинатре, а потом проходят снова, по пути домой.
Смысл жизни 16.png
Горы Здесь друзья идут за смыслом жизни, и Бараш чуть не падает в горную реку.
Смысл жизни 14.png
Пещера в скале Здесь Бараш и Карыч ночуют по пути к Кузинатре.

Цитаты

« Иногда случается, что вещи теряют свой смысл. Вот смысл окна, например — чтобы в него смотреть. А порой смотришь в него — а смотреть там нечего. Ничего интересного. Или вот какой смысл умываться по утрам? Чтобы быть бодрым. А какой смысл быть по утрам бодрым? Какой вообще смысл быть по утрам? Хм, непонятно. И непонятно: то ли жизнь всегда была такой бессмысленной, а ты просто не замечал этого, то ли смысл был, но куда-то затерялся.
— Бараш
»
« Кар-Карыч: Не лежи на снегу — простудишься.
Бараш: Ну и что? А смысл не простуживаться?
Кар-Карыч: Чтобы не болеть.
Бараш: А смысл не болеть?
Кар-Карыч: Чтобы быть здоровым, ёлки-иголки!
»
« Бараш: За смыслом — хоть на край света. Веди меня!
Кар-Карыч: Нет. Мне в такую даль переться незачем. Мне смысла в этой жизни и без Кузинатры хватает.
Бараш: Умоляю, отведи — иначе мне ценок.
»
« Бараш: Неужели тебе не интересно, в чём смысл жизни?
Кар-Карыч: А что мне даст эта информация? Вдруг окажется, что смысл жизни — не есть сладкого и не спать до двенадцати? Я тогда только расстроюсь.
Бараш: Глупый Карыч. Глупый, старый… но добрый!
»
« Да мне и так было нормально, пока тебя сегодня не встретил.
— Кар-Карыч
»
« Нам нужно написать записку и составить схему маршрута до Кузинатры, чтобы тем, кто нас найдёт, было легче идти. Они будут сильнее нас и подготовленнее. Они обязательно дойдут!
— Бараш
»
« Не надо торопиться — Кузинатра от нас никуда не денется. Смысл этого бульона — чтобы я его ел и набирался сил. Смысл этой кровати — чтобы я на ней спал и отдыхал. Пока этих смыслов вполне достаточно.
— Бараш
»

Интересные факты

  • Бараш, умоляя Кар-Карыча отвести его к Кузинатре, говорит, что ему «ценок». Данное слово было придумано самим Барашем в конце серии «Тайное общество».
  • Когда Кар-Карыч спасает Бараша на горе, он говорит: «Да мне и так было нормально, пока тебя сегодня не встретил». Позже фраза была изменена на «…пока вчера тебя не встретил». Возможно, это связано с тем, что до этой сцены Карыч с Барашем устроили ночлег в пещере, а в момент озвучки создатели просто тогда не учли это.
  • В эпизоде Кар-Карыч подталкивает Бараша к пониманию того, что смысл жизни в эпикурействе, то есть в повседневных мелочах. Например, в тёплом бульоне и уютной кровати, о которых начинаешь мечтать, как только лишаешься их.
  • По словам создателей сериала, «Смысл жизни» является самой взрослой, серьезной и философской серией Смешариков, в основу которой легли достаточно глубокие и нестандартные кинофильмы («Мертвец» и «Сталкер»), что, в свою очередь, дало серии чрезвычайно мрачную и гнетущую атмосферу с сильным оттенком депрессивности.
    • Вся серия своими мотивами и собственной атмосферой очень сильно напоминает легендарный американский чёрно-белый фильм-притчу 1995 года «Мертвец». Эффект схожести также подчёркивает саундтрек к этой серии — кажущиеся импровизированными кантри-рок-гитарные аккорды, вызывающие ассоциацию с игрой Орфея на арфе и сильно напоминающие музыку музыканта Нила Янга, которую тот сымпровизировал и лично сыграл, просматривая отснятый материал к «Мертвецу».
    • Помимо «Мертвеца», данная серия также имеет немало общего с легендарной арт-хаусной притчей Андрея Тарковского «Сталкер»: самое начало эпизода в доме Бараша в момент его пробуждения, медленно скользящая по комнате камера, лейтмотив поиска, на котором завязана лента Тарковского, расплывчатый образ Кузинатры, способной дать Барашу то, чего он желает (по аналогии с Комнатой из «Сталкера», которая исполняет самые сокровенные желания людей), минимализм и камерность действа в виде всего двух действующих лиц (Кар-Карыча и Бараша, чьи образы в серии похожи на образы Сталкера и Писателя), отсутствие прямого пути к Кузинатре, многочисленные философские диалоги между героями, недостижение Барашем цели и завершение эпизода (правда, содержащее куда больше позитива, нежели окончание фильма Тарковского).
  • На самом деле слово «Кузинатра» появилось в результате ошибки переводчиков в романе «Trumps of Doom» («Карты судьбы») Роджера Желязны: в одном месте герой книги спрашивает у сфинкса, что такое «зелёное и красное и кружится, и кружится, и кружится». А когда сфинкс сдаётся, объясняет, что это «лягушка в Кузинатре». Автор имел в виду кухонный комбайн (торговая марка фирмы Cuisinart стала именем нарицательным, как «ксерокс»), но переводчик название просто транслитерировал.
  • Когда смешарики несут Бараша на корабль в серии «Право на одиночество», можно услышать, как Крош говорит: «Кузинатру, думали, опять пошёл искать!».
  • В серии «Свет и тьма» Кар-Карыч говорит, что Пину в его ситуации не обойтись без Кузинатры.
  • В романе Сергея Лукьяненко «Новый Дозор» присутствует отсылка к данной серии: дочь главного героя смотрит мультфильм и слышит диалог: «Я хочу знать, в чём смысл жизни!» «Тогда тебе нужна кузинатра — дающая смысл!».

Галерея

Advertisement